По благословению Преосвященного Симона,
Епископа Мурманского и Мончегорского.
Просфора как знамение благодати Божией
Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать.
Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознес молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что дается знамение благодати Божией.
Почему же просфора — знамение благодати Божией?
Прежде всего — что такое знамение и благодать.
Знамения — это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явления, не изображая их непосредственно.
Слово «благодать» употребляется в Священном Писании в разных значениях. В Новом Завете мы различаем два основных смысла этого понятия.
Во-первых, под благодатью Божией, благодатью Христовой разумеется все домостроительство нашего спасения, совершенное Пришествием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крестной смертью, Воскресением и Вознесением на небо: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8—9).
Во-вторых, благодатью называют дары Святаго Духа, ниспосланные и ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения ее членов, для их духовного роста и для достижения ими Царства Небесного.
В этом втором значении слова благодать есть сила, ниспосылаемая свыше, сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, возрождающая, живительная, совершенствующая и приводящая верующего и добродетельного христианина к усвоению спасения, принесенного Господом Иисусом Христом.
Как действует спасающая благодать Божия?
Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное возрастание человека происходит через взаимное содействие двух начал: одно из них — благодать духа Святаго; другое — открытие человеком своего сердца для принятия ее, жажда ее, желание воспринять ее, как принимает влагу дождя жаждущая сухая земля. Иными словами — личное усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных даров.
Что же знаменует просфора, которую каждый христианин получает после Литургии, и как действует через просфору Божия благодать?
Как появилась просфора
Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.
Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам - с ветхозаветных времен:
пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лен. 7, 13).
В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.
В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.
Просфора — это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.
Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки — для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, во время которой, по-видимому, всегда свершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них. Вот как описывает агапу Тертуллиан, писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия: «Наши небольшие вечери... называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные. Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь; но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино, масло — словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески — просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие, при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название — благодарения (по-гречески — евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные, различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (Еф. 5, 19; Кол. 3, 16) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Климента Александрийского. В других местах состоятельные христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение. К началу У века агапы начали постепенно исчезать.
Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.
Как просфора используется в Богослужении
В общих чертах современное Богослужение сохраняет признаки Богослужений древних. На проскомидии после умовения рук священник и диакон отходят в предложение. Предложением называется та часть алтаря, где приносились или предлагались хлеб и вино для совершения Таинства. В наших храмах нет этой отдельной части, и потому они идут прямо к жертвеннику, за которым и осталось название предложения.
Сделав три поклона перед предложением, со словами «Боже, очисти мя, грешного», священник читает тропарь Великого Пятка «Искупил на еси от клятвы законныя...» и с благословением Бога («благословен Бог наш...») начинает проскомидию.
Проскомидия (по-гречески — проскомиди) означает принесение, то есть этим словом выражается действие лица приносящего, жертвующего кому-либо какую-либо вещь. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора — то есть то, что приносится, дар.
Как мы уже знаем, первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры начали выпекать в церкви.
Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора — та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни,— их может быть столько, сколько подано записок «О здравии» и «Об упокоении».
В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее:
он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится».
Вместе с просфорами для совершёния Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.
Что такое Евхаристический Агнец
Евхаристический Агнец — это четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Приступая непосредственно к проскомидии, священник левой рукой берет просфору для Агнца, а правою святое копие и, делая им трижды знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», режет просфору с правой стороны печати (там, где буквы IС и NI — со стороны священника слева) со словами «Яко овча на заколение ведеся»; режет с левой стороны (там, где буквы ХС и КА — со стороны священника справа (со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»; затем надрезает верхнюю сторону печати (где слова IС ХС) произнося со словами «Во смирение Его суд его взятся»; надрезает нижнюю сторону просфоры (со словами ы КА), произнося: «Род же Его кто исповесть». И таким образом обрезанную середину вынимает из просфоры со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» — и полагает на дискосе.
Надо объяснить значение этих слов. Крестная смерть Спасителя не была событием неожиданным, непредвиденным — Господь Бог задолго открыл о ней своим избранным, а они предсказали об этом в Священном Писании. Например, царь и пророк Давид в псалме так точно предсказал обстоятельства крестной смерти Господа Иисуса, как будто сам был очевидцем: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью, — и нет мне успокоения. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21, 2—3. 8—9. 16—19).
Крестная смерть Богочеловека была открыта и пророку Исаии: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорог у: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 3—9).
К страшной очистительной смерти Богочеловека Господь готовил людей не только пророчествами, но и некоторыми знаменательными событиями. Так, агнец пасхальный, которого должны были съесть евреи перед выходом из Египта заключал в себе подобие Агнца Божия и Его крестной. смерти. Вот лишь одна черта этого подобия. Так как в эту ночь должны были быть истреблены все первенцы египетские, то, чтобы вместе с тем не погибли и первенцы евреев, им заповедано было перемазать кровью этого агнца входы в свои дома. Так кровь жертвенного Агнца стала средством спасения. Так и кровь Агнца непорочного, Господа нашего Иисуса Христа — спасение людей. Эти особенные, знаменательные события, называются прообразованиями, то есть предварительными образами и подобиями того, как обещанный Спаситель мира должен был принести Самого Себя в жертву за грехи людей.
Воспоминанием этого пророчества и начинается принесение бескровной жертвы. Некоторые слова из этого пророчества и произносит иерей, когда отделяет часть из просфоры из этой жертвы. А так как на основании этого пророчества святой Иоанн Предтеча назвал Господа Иисуса Агнцем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира», то и часть просфоры, предназначаемая быть телом Господа Иисуса в очищение грехов всего мира, получила название «Агнца».
Поставив на Дискос отделенную середину просфоры печатью вниз, иерей делает на
нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати) и говорит: «Жрется (то есть приносится в жертву — Ред.) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение».
Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны Агнца, говорит: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19, 34—З5). Вместе с тем в Чашу (по-гречески Потир) вливается вино, немного растворенное водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода.
Исторические свидетельства об Агнце и его приготовлении не отличаются глубокой древностью. Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется,— явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.
Свидетельства об Евхаристическом Агнце начинают встречаться с IХ—Х веков, хотя его приготовление не является еще общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (умер в 740 г.). В основной части это последование священнодействий сложилось таким образом в Х—ХII веках, остальные добавления были сделаны в ХIV—ХV веках.