Иеродиакон Никифор (Казаков). Как святые апостолы учили верить в Иисуса Христа

В сегодняшней России происходит уникальное явление, когда семидесятилетний духовный вакуум наполняется разнообразными религиозными учениями. Лишенные истории, веры и традиций мы стремимся обрести потерянную полноту жизни. Для нас открылись двери в многочисленные христианские храмы. Большое количество западных проповедников предлагает нам обрести истинную веру во Христа. Несмотря на то, что их деятельность, в последнее время, значительно уменьшилась, однако, еще достаточно часто, можно услышать на наших улицах предложение о духовной помощи в познании евангельской истины. Все мы понимаем то, что христианская церковь основана Христом, но как быть с тем фактом, что в России насчитывается несколько сотен религиозных организации называющие себя христианами. Неужели разделился Христос? По-логике вещей, это невозможно. Если так, то где истина? Где же та церковь, о которой Сам Христос говорит: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18)

Поиск истины дело серьезное, мучительное и долгое, но при этом нашедший ее получает награду превышающую все затраты в тысячи раз. Любой человек, прочитавший хоть одно Евангелие, знает, что истина есть Христос: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины слушает гласа Моего» (Ин.18:37)

В начале XX века диакон Иоанн Смолин в свой работе «Миссионерский путеводитель по Святой Библии» говорит нам о возможности двоякого использования Св. Писания, приводя евангельский пример беседы Христа с диаволом. В нем мы читаем как диавол, призывая Христа к самоубийству, обращается к Нему словами Св. Писания и говорит: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс. 90:11-12) На что Христос также словами Св. Писания отвечает ему о крайнем безрассудстве напрасно подвергать свою жизнь какой-либо опасности: «Написано также: не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 6:16)

Во многих христианских религиозных организациях при толковании Св. Писания используется ошибочный метод «вырывание цитат», когда из книги, главы или абзаца берется одна или несколько строчек и разъясняются вне контекста книги. Использование этого метода можно увидеть наглядно, когда при встрече с религиозными адептами, вам обязательно раскроют Св. Писание все изрисованное фломастерами. В этом случае, даже из древнего китайского мыслителя Конфуция можно сделать современного демократа, что не соответствует истине.

Апостол Павел, по этому поводу, говорит о том, что проповедовать Христа следует без искажения евангельского учения: «Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем, но, отвергнув скрытые постыдные дела, не прибегая к хитрости, и не искажаем слова Божии, а открываем истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2Кор.4,1-2)

Использование и толкование Св. Писания требует от нас совестливого и честного подхода, когда мы не попираем истину и не искажаем смысла евангельского благовестия, но наоборот, сохраняем ту истину, которую открыл Иисус Христос Своим ученикам, а они, в свою очередь, своим преемникам.

Как верили апостолы в пришедшего Мессию?

Ответ на этот вопрос достаточно ясно раскрывается в Св. Писании, где все апостолы единодушно исповедовали Иисуса Христа истинным Богом и истинным человеком. Так, например, апостол Павел говорит нам о том, что Иисус Христос был человеком и родился от Девы Марии из рода Давидова, рождение Которого было предсказано ветхозаветными пророками: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давида по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскрешение из мертвых...» (Рим.1,1-7) Тот же апостол, противопоставляет рождение Иисуса от Девы Марии, Его предвечному рождению от Бога-Отца: «Ибо кому, когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын мой возлюбленный, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии...» (Евр.1,5-12)

В другом месте апостол Павел говорит о сопричастности Христа к делу творения мира, при этом, акцентируя наше внимание на том, что Христос рожден от Отца прежде всякого творения духовного и материального мира, и на том, что мир сотворен для Христа и Им управляется: «Который (Христос) есть образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари...ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы и, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть, прежде всего, и все Им стоит...» (Кол.1,1-18)

Равенство между Отцом и Сыном в деле творения и управления миром говорит нам об Их единосущии, но при этом Христос не перестает быть человеком, который ради свидетельства истины и дела спасения человеческого рода добровольно принимает крестную смерть: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной... «(Фил.2,5-8)

Апостол Павел предупреждает нас, чтобы мы не увлеклись желанием постичь человеческим умом божественную премудрость и не переставали верить во Христа как Бога. Для чего он еще раз говорит о том, что Христос обладал полнотою Божества телесно: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2,8-10)

Нет сомнений в том, что «полнота Божества» для апостола означает Само Божество, и это становится очевидным из его следующих слов: «И беспрекословно-великая тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3,16)

Свидетельство апостола Павла о Христе Иисусе, мы находим у апостола Иоанна Богослова. Для него «Сын Божий пришедший во плоти есть от Бога» (1Ин.4,2) и «пребывает в Боге»(1Ин.4,15-17) и «есть Бог»(1Ин.5,18-21). В другом месте апостол Иоанн благовествует об этой евангельской тайне следующими словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, как Единородного от Отца» (Ин.1:1-14) И далее: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30)

Апостол Фома также исповедовал Иисуса Христа истинным Богом. Это становится очевидным из его слов обращенных к Христу: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:26-28)

У апостола Иакова есть также указание на Божество Иисуса Христа, когда он проводит аналогию между Христом и ветхозаветным Пастырем, Который является одновременно Спасителем рода человеческого от греха и смерти: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавились от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились. Ибо все вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (Иак.2,24-25 Ср. Ис.53,4-7)

Из чего еще следует, выше приведенное утверждение о Божестве Иисуса Христа у апостола Иакова? Прежде всего, из свидетельства Самого Бога, Который через пророка Иезекииля возвестил о том, что за нерадение израильских священников, Он Сам лично станет пасти Свое стадо (людей), но никак иначе, как через человека, подобного нам во всем, кроме греха: «Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей (еврейских священнослужителей), и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец из челюстей их... вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их...так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из мест, в которых они были рассеяны в облачный и мрачный день. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых... Я буду пасти овец моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог... И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида, он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это...(Иез.34,5-31 Ср.Ис.53,6-7; Евр.4,15)

Из пророчества Даниила, который назвал время пришествия Христа и разрушение храма Соломона в Иерусалиме: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обустроят улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан.9,25-26)

Исполнение этих пророчеств апостолы видели в пришествии Христа и, в частности, апостол Павел, называет Его «Пастырем» и «Спасителем»: «Бог же мира, возведший из мертвых Пастыря овец великого Кровью завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа» (Евр.13,20) «...ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»(1Тим.2,4) «...уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей...»(1Тим.4,10)

Бесспорным доказательством того, что апостолы видели в Сыне Божием пришедшего на землю Бога, мы находим в их высказываниях о тождестве единой славы, силы и действия Отца и Сына: «Братия мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы» (Иак.1,1) «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во вся веки. Аминь» (Иуд.1,24-25) «...благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1Кор.1,3) «...довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12,8-9)  «...Когда же появилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога» (Тит.3,4) «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость, потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков»(1Кор.1,23-25)

Единство Божества Отца и Сына, по словам апостола Иоанна, следует ни только из явления единой силы, славы, но и единой любви: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия открывается к нам в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши...Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сия три суть одно. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном...Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.(1Ион.4,7-10; 5,6-21)

Из выше приведенных евангельских цитат, очевидно, что апостолы имели одну веру и признавали лишь одну церковь, в которой Иисус Христос исповедовался Богочеловеком. Отрицание этого догмата лишает человека полноты общения с Богом и делает его мертвым для божественной любви. Для того чтобы это не случилось с нами православная церковь, более двух тысяч лет сохраняет неизменным Божественное Откровение и исповедует пришедшего на землю Мессию- Богочеловека, являя миру тысячи мучеников и исповедников веры, чья кровь и страдания позволяют сегодня назвать нашу церковь «столпом и утверждением истины» (1Тим.3:15)

Иеродиакон Никифор (Казаков),
кандидат богословия,
преподаватель Царицынского
православного университета

источник - http://www.volgaprav.ru/izdaniya/articl … sa-xrista/