Прообраз Дедушки Мороза
Жил Николай на изломе эпох. Ему довелось застать и страшные гонения на христиан, и последовавшее за ним благоденствие церкви при императоре Константине – первом римском императоре, принявшем христианство. Получив богатое наследство, Николай начал оказывать помощь бедным и так раздал чуть ли не все свое богатство. Деньги в мешочках он тайком подбрасывал в окошки беднякам исходя из Христова наставления творить добро втайне.
«Отсюда и пошел образ святого Николая, приходящего к нам с мешком, полным подарков. Ведь день его памяти, девятнадцатое декабря, очень близок к Рождеству Христову. В нашей стране, в связи с имевшими в ней место многолетними преследованиями церкви, образ святого Николая преобразовался в образ Деда Мороза с неизменным мешком за плечами. А наряд его красивый есть, в сущности, не что иное, как типичное зимнее архиерейское убранство. Во всем остальном христианском мире этот «Дед Мороз» известен не иначе, как Санта-Клаус, или Санта-Николаус, что и значит – святой Николай!» –
говорит протоиерей волгоградского храма Иоанна Предтечи Олег Кириченко.
Так что, святой Николай и при богоборческой власти в нашей стране каждую зиму приходил ко всем нам под другим именем – под псевдонимом, в образе хорошо знакомого нам Дедушки Мороза, взятого в свое время вместе со Снегурочкой советскими пропагандистами из пьесы Александра Островского.
После смерти родителей Святой Николай был некоторое время монахом в Палестине. Затем, по полученному им божественному откровению, прибыл в город Миры. Как раз в тот момент местные христиане выбирали епископа. Они решили: быть таковым первому человеку по имени Николай, который войдет в здание их церкви с таким именем. А первым и вошел Святитель Николай.
Так Николай стал епископствовать в Мирах, показав себя верующим как заботливого пастыря. Во время правления императора Диоклетиана он был сослан в ссылку, где ему нанесли жестокие увечья. Но вместе с воцарением на троне императора Константина Николай был возвращен из ссылки. И тут началась уже совсем другая жизнь святого Николая.
«Но в условиях торжества церкви в ней появляются другие, новые соблазны. Возникают новые богословские школы, различно понимающие те или иные постулаты христианства. Так появилось в те дни такое мощное еретическое движение в христианстве, как «Арианская ересь», утверждающее, что Иисус Христос является самым великим человеком, но отнюдь не Богом», –
рассказывает протоиерей Олег Кириченко.
Арий был популярным священником в Александрии и замечательным оратором своего времени. Императором Константином был созван Вселенский Собор христиан, где встретились Арий и Святой Николай. И Николай, будучи не на шутку разгневан выступлениями Ария, отрицающими божественную сущность Иисуса Христа, ударил этого священника в лицо. Многие делегаты Собора были возмущены таким поступком Николая. Но правота его была в конечном счете доказана.
Когда пришла пора, святой Николай мирно скончался в городе Миры, на территории нынешней Турции, тогда же – Византии. Но со временем Византию начали осаждать турки-сельджуки. Мощи святого Николая подверглись в связи с этим опасности осквернения. Тогда жители итальянского региона Апулия решили выкрасть их тайком из Мир и перевезти в свою страну на корабле, чтобы не допустить поругания. Была организована погоня, но настичь апулийцев не удалось.
Так мощи были перевезены в итальянский город Бари. А вскоре произошел официальный раскол христианства на православную и католическую церкви. Так мощи святого Николая по сей день остались во владении Римской католической церкви.
«Хранительницей святых мощей Николая Чудотворца является, таким образом, католическая церковь. Периодически она дает разрешения на их исследования, и исследователи утверждают, что мощи эти по сей день источают благостное миро. Сейчас они находятся в итальянском городе Бари, где покоятся в специальной мраморной раке. А в турецком городе Демре, как называются ныне бывшие Миры Ликийские, по сей день свято почитается верующими христианами опустевшая его гробница...» —
говорит отец Олег.
Святитель Николай является покровителем мореплавателей. К нему обращаются с просьбами о помощи моряки. Связано это с преданием о том, что в одном из своих путешествий из Миры в Александрию святой Николай воскресил матроса, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки.