Православный Волгоград

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Православный Волгоград » Семья » отношения между детьми и родителями.


отношения между детьми и родителями.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Сегодня коснемся близкой темы и поговорим о том, как, по мнению Ап. Павла, должны строиться отношения между детьми и родителями.
Послания Ап. Павла адресовались христианским общинам, значит, он имеет в виду отношения не между верующими и неверующими (когда кто-то: или родители, или дети – нехристиане), а отношения в христианской семье, отношения, когда и родители, и дети – христиане.

Итак, какие они, отношения детей и родителей в христианской семье?..

На эту тему я приведу лишь один отрывок из Посланий Ап. Павла, а потом немного его прокомментирую:

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6, 1-4).

В приведенном тексте отметим несколько пунктов, которые могут оказаться нам интересными и, главное, полезными.

1. Прежде всего, обращает на себя внимание акцент на том, что дети должны почитать своих родителей. Но разве это не настолько очевидно, что требовалось об этом кому-то напоминать?
В первом веке, когда христианство только возникло, революционность и новизна христианских идей приводила к тому, что люди хотели по-другому, по-новому строить отношения друг с другом. Все прежнее, ветхозаветное считалось устаревшим. Это было что-то сродни переменам, произошедшим в создании людей после большевистской революции 1917 года. Тогда тоже многие ратовали за полное уничтожение дореволюционных норм поведения и нравственности.
Нам важно, что Ап. Павел начинает с того, что напоминает ветхозаветную заповедь. Это – незыблемо, это – фундамент. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Более того, Апостол пишет, что дети должны повиноваться родителям в Господе, то есть ради Господа, как говорится, не за страх, а за совесть.

2. Теперь поговорим об отношении родителей к детям:
До нас дошло письмо, датируемое тем же временем, когда проповедовал Ап. Павел. Некий Циларион, уехавший по делам в Александрию, пишет жене нежное письмо. Прочитаем это письмо, написанное на папирусе: «Циларион, Алисе – жене, сердечные приветствия, как и моим дорогим Берусу и Аполлонариону. Знайте, что мы все еще в Александрии. Не волнуйтесь, если все вернутся, я еще останусь в Александрии. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о маленьком ребенке и как только я получу жалование, я пошлю его тебе. Если – да сопутствует тебе удача, – ты родила и он мальчик, пусть он живет, если девочка – выбрось ее. Ты просила Афродисиаса передать мне: Не забудь меня. Как могу я забыть тебя? Прошу тебя, поэтому, не волноваться».
Какое странное письмо! Полное любви, и в то же время такое бессердечие по отношению к ребенку, который может родиться…
Один из просвещеннейших мужей древности, Сенека, писал: «Мы отводим на бойню свирепого быка, мы убиваем бешеную собаку, мы уничтожаем больное животное, чтобы оно не заразило стадо; детей же, которые рождаются слабыми и уродливыми, мы топим».

В древнем языческом мире существовал принцип: патриа потестас. Это означало, что судьба ребенка была полностью в руках его отца. Отец мог бросить новорожденного ребенка за порог, и тот считался вычеркнутым из списков членов семьи. Если малыша не подбирали, он был обречен умереть. Но не все были такими жестокими. Чаще новорожденных относили на городской форум, где их подбирали желающие воспитать раба или блудницу…

Историки говорят, что Эфес и другие языческие города в отношении отцов и детей представляли печальную картину. Дети были бесправны, часто забиты. Но разве такое допустимо в христианской семье? Поэтому Ап. Павел формулирует важный педагогический принцип: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших.

3. Итак, И вы, отцы, не раздражайте детей ваших… Греческое слово, переведенное у нас как раздражение, можно перевести более понятно: озлобление. Родители не должны быть неуместно строги и тем более жестоки к детям, они не должны так вести себя по отношению к детям, чтобы те озлоблялись.
В прежнем мире, когда в отношении воспитания родители придерживались традиционных, патриархальных, представлений, наказания детей были нередки. Родители руководствовались принципом: так воспитывали нас, так будем и мы воспитывать. А о чем говорить, если Ветхий Завет недвусмысленно наставлял: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25); «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Притч. 19, 18) и др.

Однако то, что не было очевидно для древних людей, доступно нам, благодаря современным достижениям в области детской психологии и педагогики. Азы психологии учат, что если ребенок растет в семье, где существует диктатура силы – отец сильный и поэтому заставит тебя делать то, что надо, – то такое отношение к людям и к жизни будет иметь и ребенок. Если десятилетнего ребенка принуждали силой поступать так, как считали родители, то в 20 лет он станет очевидно сильнее уже немолодого отца. Ну, уж в 30 лет точно станет сильнее. И старики-родители на себе сполна испытают и силу, и произвол, и диктатуру насилия.

Тему наказания ребенка мы подробно разбираем в работе "Воспитание ребёнка в христианской вере".
Тут не место об этом подробно говорить, просто еще раз напомню, что Апостол Павел призывает нас к мудрости, доброте и ласке в воспитании детей.

4. И вы, отцы… воспитывайте (детей) в учении и наставлении Господнем. В этой цитате есть три элемента, которые не совсем верно переведены:
А) Воспитывайте;
Б) В учении;
В) Наставлении Господнем.

Думаю, мы сейчас, разобрав эти слова, продвинемся в более глубоком понимании этого фрагмента.

Начну со второго слова. Учение – греч. пидеа – означает просто воспитание, педагогику. Вы спросите: а как же слово воспитание, которое тоже есть в этом тексте? Получается масло масляное: воспитывайте в воспитании?.. А дело в том, что слово, переведенное у нас как воспитание, на самом деле нужно перевести иначе: выкармливайте. Как птица заботливо выкармливает своих птенцов, так и люди должны с любовью выкармливать своих чад.
Итак, у нас получилось: не воспитывайте… в учении, а, как правильно перевести: выкармливайте, воспитывая.

Теперь последние слова: …и наставлении Господнем.
Наставление здесь правильнее перевести как вразумление, научение словом. Речь идет о том, чтобы родители с детства рассказывали своим чадам Закон Божий, учили их заповедям и основам христианской жизни.

Давайте попробуем по-новому перевести все это предложение.
У нас было: И вы, отцы… воспитывайте (детей) в учении и наставлении Господнем.
Давайте сделаем так: И вы, отцы… выкармливайте (детей) воспитывая и вразумляя учением Господним.

«Не безрассудно ли учить детей искусствам... ничего не жалеть для такого их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? За то-то сами мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными. Не будем же поступать таким образом и послушаем увещания блаженного Павла: станем воспитывать детей своих в наказании и учении Господни, подадим им пример благочестия, заставим их с раннего возраста упражняться в чтении Писаний. Ах! я постоянно говорю это; только мне думается, не напрасно ли трачу слова свои? Но при всем том я не перестану говорить об этом: это – мой долг!»

Попытайтесь догадаться, когда это было написано? Кажется, что написано это сегодня, а тем не менее текст этот принадлежит перу святителя Иоанна Златоустого и написан он был 1600 лет тому назад.

В заключение этого пункта приведу еще слова этого святого отца:
«Итак, образуем детей так, чтобы они могли переносить все, и знали, как должно поступать среди несчастий, воспитаем их в учении и наставлении Господнем, – и нам воздастся великая награда.
В самом деле, если люди, делающие изваяния царей и пишущие их портреты, пользуются большим почетом, то мы, которые украшаем образ Царя Небесного (потому что человек есть образ Божий), не будем ли наслаждаться гораздо большими благами за то, что восстановляем Божье подобие? Именно с этим может сравниться добродетель души, когда научим детей быть добрыми, нераздражительными, непамятозлобными, готовыми на благодеяния, человеколюбивыми… и когда наставим их не дорожить земными благами. Итак, образовать и упорядочить себя и их – вот наша обязанность! Иначе, как мы дерзнем предстать престолу Христову? …Но что ты говоришь? Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, ее то мы будем подлежать за них ответу? Да… Итак, позаботимся о женах, будем особенно предусмотрительны в отношении к детям, домашним и к себе самим; когда же начнем приводить в порядок и себя и их, то станем молить Бога, чтобы Он помог нам в трудах наших. И Он поможет, когда увидит, что мы об этом стараемся, к этому прилагаем свои заботы; если же мы ничем не заняты, то и Он не подаст нам Своей помощи. Ведь не тогда Бог дарует нам помощь, когда мы спим, но когда и сами мы трудимся. Помощник помогает не праздному, а тому, кто и сам работает. Впрочем благой Бог силен сам Собою совершить дело, чтобы все мы сподобились наследовать обетованные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа...»

Мудрости вам, дорогие родители и воспитатели. И помощи Божией в построении нежных и мудрых отношений с вашими детьми.

священник Константин Пархоменко
http://azbyka.ru/forum/blog.php?u=727

0

2

Обычно дети начинают учиться молиться с «Богородицы». И это правильно: Матерь Христа – Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка – «мама» и «папа», так и первые беседы его с Богом должны составляться из «Богородицы» и из «Отче наш». Одновременно следует приучать его молиться за близких.
А.Кураев

Православные и душеспасительные мультфильмы для детей и взрослых.  - Группа для тех, кто хотел бы не просто предложить своим детям альтернативу "Симпсонам", "Южному парку" и т.д., а еще и привить основы православной веры, научить доброму и вечному  http://vkontakte.ru/prav_multfilm

0


Вы здесь » Православный Волгоград » Семья » отношения между детьми и родителями.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно