Первые огоньки христианских лампадок затеплились на берегах Волги и Дона где-то в середине VI в. от Р.Х. В этих степях тогда жили хазары-племена, зависимые от Тюрского каганата, чьё население входило в орбиту влияния Византии и просвещалось светом веры Христовой. Этому способствовала веротерпимость хазар, так что во 2-ой половине VIII века на их землях создаётся Доросская митрополия из 7 епархий. В столице Хазарии г. Итиле размещается кафедра епископа Астильского. Император Михаил III и патриарх Фотий в 861 г. направляют в каганат миссию во главе с братьями Константином (Кириллом) и Мефодием. Они встречаются с каганом, царём и знатью, ведут богословские споры с евреями и мусульманами и крестят 200 человек, возможно из славян, находившихся под игом каганата.

История отмеряет каганату недолгий срок — в 965 г. князь Святослав берет Итиль, Саркел и Семендер, а в 985 г. уже князь Владимир добивает хазар.

Крепнувшая Русь ставит на берегу Керченского пролива г. Тьмутаракань, где в 1023г. князь Мстислав закладывает православную церковь. В сферу влияния этого княжества попадают и земли Нижней Волги и Дона. Под именем Саксин восстанавливается г. Итиль, а Саркел превращается в русский град Белая Вежа в начале XI века.

Новая страница в истории православия на Нижней Волге связана с монголами. Они также оказались достаточно веротерпимыми. В 1261 г. по инициативе митрополита Кирила II и князя Александра Невского возникает Сарайская епархия. В Орде живёт множество христиан из русских, кипчаков и черкесов, приходят княжеские и церковные посольства, повсеместно строятся храмы. Первым епископом Сарайским стал Митрофан. Известна важная роль Сарайских владык в дипломатических сношениях Орды, Руси и Византии.

Авторитет Сарайских епископов ещё более возрос со 2-ой половины XV века, после перенесения кафедры в Москву на Крутицское подворье. Они становятся помощниками митрополитов Московских и всея Руси и, прозываясь владыками Крутицкими, Сарайскими и Подонскими, правят до создания Казанской епархии в 1555г. Юрисдикция Казани распространяется на Астрахань и Самару, Саратов и Царицын. Последние два городка затем будут приписаны к Астраханской епархии, открывшейся в 1602г. В 1799г. Саратов обретает собственную кафедру – Саратовскую, вобравшую Царицынский уезд. А с 1828 г. епископы, как правило, носят титул Саратовских и Царицынских.

Царицын православный

Точная дата основания г. Царицына скрыта под спудом лет. О собственно русском освоении данного уголка Поволжья можно говорить, наверное, с 60-х гг. XVII в., когда на острове при устье р. Царицы встаёт острог. Он, вероятно, имел церковь в честь святого покровителя Ивана Грозного — св. Иоанна Предтечи.

Её, должно быть, перенесли на правый берег Волги на рубеже XVI-XVII вв. Но бурные годы оставили от всех построек лишь пепел. Поэтому царь Михаил Романов в 1615г. приказал восстановить острог и церковь. Вот они – имена первых строителей царицынских храмов — Дружина Иванов, Фома Степанов, Богдан Кузьмин, Василий Агафонов, Иван Сеченов и Обросим Клементьев. Помяни их, читатель в своих молитвах. Вскоре на базе первых церквей возникают Иоанно-Предтеченский женский и Троицкий мужской монастыри, как приют для посвятивших себя Богу женщин и ушедших от ратных трудов стрельцов и казаков. В 1669 и 1670 годах сюда заходили на богомолье бунтари С.Разина. На основе Троицкой обители в 1681—1682 годах планировалось открыть епископскую кафедру.

Посещал церкви Царицына государь Пётр I, идя то в Азовский поход, то на войну с Персией. Кстати, некоторые церкви по Дону (в ст. Паньшинской и Качалинской) строились по его приказу. Видел Пётр и возводимую Сретенскую церковь в ст. Михайловской (куда по рассказам заходил А. С. Пушкин по дороге на Кавказ). В ней встречали и гроб с телом М. Ю. Лермонтова в 1842 г.

Старейшие царицынские церкви – Иоанно-Предтеченская, Троицкая и Успенская в нач. XVIII века становятся каменными. Строятся Преображенский, Вознесенский, Покровский, Скорбященский, Благовещенский и Казанский храмы. В Подонье казаками издавна обживаются те пещеры и скиты, на месте которых позднее станут монастыри и церкви. Они дают нам не только образцы подвижничества, явленные игуменьей Арсенией, схимницей Ардалионой и матерью Раисой, но и образцы передовой для того века техники. Так, отец игуменьи Арсении Михаил Серебряков во второй половине XIX века поставил в Усть-Медведицкой обители первую на Дону электростанцию-мельницу, встроенные в восковую фигуру Христа механизмы, двигавшие её навстречу паломникам, а на колокольню часы, показывавшие время во всех столицах мира. Работал он и над устройством монастырской обсерватории.

Одну из первых на Дону типографий открывает в 1910г. священник х. Самсоновский (ныне г. Новоаннинский ) Г. А. Вилков.

К благолепию нашей епархии приложили свою руку такие мастера русской живописи, как Пётр Соколов (ученик К. Брюллова), Борис Кустодиев и другие. Росписи Александро-Невского собора г. Царицына в начале XX в. выполняются по эскизам В. Васнецова. В Иоанно-Предтеченском храме хранили и вовсе таинственные 8 изображений сивилл (древних пророчиц, предсказавших об Иисусе Христе), принадлежавших кисти неизвестного автора XVII века, писавшего на манер Рубенса. Здания дореволюционных храмов часто были подлинными музеями народной культуры, пополняемыми атаманами Платовым, Разиным и иными. Так, в алтаре церкви с.Орехово (ныне с.Мариновка) хранился изорванный пулями мундир ординарца Суворова Федора Денисова.

Быстрое развитие экономики края ведёт к росту числа церквей. Так, в 1667г. Царицын имел 2 храма, в 1761- 5 церквей, в 1779 — 7, а в 1889 — 10 церквей, 1 монастырь, 2 часовни и около 40 тысяч прихожан. Долгие годы главным храмом города был Успенский собор, где в 1871г. молились император Александр II и государыня Мария Александровна с детьми. Протоиерей этого собора Петр Лугарев создаёт труды «История города Царицына в двух частях» и «История калмыцкого народа», а диакон Дилигенский — калмыцкий букварь. Духовенство входит в состав различных российских научных обществ. Сеть духовного образования в крае охватывает сотни церковно — приходских школ и училищ.

Своей работой во всех слоях поволжского населения церковь способствовала и созданию гражданского общества. Занимаясь историко-краеведческой тематикой, священники не забывали и миссионерство. Даже рыбацкие ватаги Каспия и Волги, долго не ступавшие на берег, окормлялись на борту церкви — парохода «Святитель Николай». В Поволжье возникает множество духовно — просветительских организаций. Они проводят беседы о вере, диспуты с сектантами, народные чтения, издают газету «Царицынский пастырский листок».

Духовенство ведёт настоящую борьбу с пьянством создавая при храмах и заводах общества трезвости. Клирики устраивают пешие прогулки и пароходные экскурсии, открывают ссудо-сберегательные товарищества, пекарни для кормления неимущих, проводят семейные чайные вечера, концерты и лекции. А в 1916г. при участии духовенства появляется Царицынское человеколюбивое общество «для содействия беднейшему населению по приисканию всевозможных работ и занятий». Церковь окормляет кладбища и тюрьмы, содержит в Царицыне 3 богадельни, 4 ночлежки, детский приют, отдаёт дома под нужды общества.

Такие возможности для попечения о нуждающихся церковные приходы имели. Почти каждый храм владел землёю и недвижимостью. Их притч возделывал террасированные сады и виноградники, ухаживал за многочисленными стадами, берёг вековые дубовые рощи и родники, хранил и прокладывал дороги. Все ярмарки края проходили при прямом попечительстве духовенства.

Как видим, сфера служения у Церкви была огромна. К 1917 г. в нашем крае насчитывалось около 600 храмов (из них 22 — в Царицыне и его окрестностях), с десяток монастырей, один из которых — Царицынский Свято-Духов был возведён стараниями сподвижника Г. Распутина иеромонаха Илиодора. Верующие получали исцеления и благодатную помощь от нескольких явленных икон, из которых наиболее почиталась Урюпинская чудотворная икона Божией Матери.

1917 год явился переломным моментом в истории России. Это новая точка отсчёта новых взаимоотношений государства и Церкви в России. Для самой Русской Православной Церкви – это время начала смут и гонений. Внешним проявлением наступления безбожия в Царицынской губернии стало растущее закрытие храмов и монастырей, репрессии на священнослужителей и верующих людей связанные с обороной в Царицыне и губернии, эмиграцией духовенства с белогвардейскими частями, изъятием церковного имущества, появлением обновленчества на Нижней Волге и Дону, а также начавшейся борьбы с религией. В условиях закрытия многих церквей и монастырей священники патриаршей церкви должны были приспосабливаться к новым общественно-политическим условиям и поэтому вырабатывали новые формы служения обществу. Служили со святым антиминсом в частных домах.

Сталинград православный

Православное духовенство организовало христианское детское, молодёжное и женское движения. В конце 1920 – 30-х годов в процессе сокращения действовавших православных церквей в Царицыне (Сталинграде) и Нижне-Волжском крае широко стало практиковаться приспособление церковных сооружений под какие-либо другие нужды. При этом обязательно делалась перестройка и изменялся внешний вид здания. В том случае, если здание церкви невозможно было переделать, его пускали на слом с последующим использованием материалов для строительства хозяйственных объектов. Наступление обновленцев продолжало усиливаться и привело к тому, что уже в начале 1930-х годов в г. Сталинграде у священников патриаршей церкви не было ни одного действующего храма. Однако, благодаря усиленным просьбам верующих им вскоре вернули Алексеевскую (Кладбищенскую) церковь. Во второй половине 1930-х годов процесс закрытия культовых зданий в Сталинградском крае привёл к появлению целых районов без действующих церквей.

Репрессии против духовенства и мирян в 1937 – 38-х годах достигли своего пика. На Русскую Православную Церковь обрушился террор с таким размахом, что, казалось, приведёт к искоренению церковной жизни в стране. В Сталинградской области борьба с Церковью в это время проходила также ожесточённо как и по всей стране. В результате к 1941 г. Русская Православная Церковь в Сталинградской области оказалась почти разгромленной.

Великая Отечественная война сильно изменила исторические судьбы нашего народа. Понёсшая многие жертвы и невосполнимые утраты Русская Православная Церковь, тем не менее, смогла выполнить свою миссию, духовно и материально укрепив русский народ в его борьбе с фашизмом. Значительный вклад Церкви в дело Победы над Германией и ее союзниками существенно изменил её роль в советском обществе. Сталинградская область сильно пострадала от фашистской оккупации в 1942 – 1943 гг. Вместе с городом фактически погибли его храмы, духовенство, верующие. Серьёзно пострадали и многие храмы в городах и сёлах области. К выделению Волгоградской епархии из состава Саратовской и приезду архиепископа Германа (Тимофеева) дожило всего лишь 43 прихода.

Волгоград православный

Решением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II и Священного Синода от 31 января 1991 г. Волгоградская епархия была выделена из состава Саратовской. Первым правящим архиереем назначен архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман (Тимофеев).

26 марта 1991 г. Владыка Герман (Тимофеев) прибыл в Волгоград. В состав Волгоградской епархии вошла вся Волгоградская область, куда входили города: Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово и другие, а также 33 различных района.

В новой епархии на момент создания насчитывалось 72 священнослужителя и 43 прихода, из них три в г. Волгограде: кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Ворошиловский район), храм прп. Никиты исповедника (Кировский район), храм свт. Николая Чудотворца (Красноармейский район).

23 июля 1991 года по благословению архиепископа Германа на епархиальном собрании был создан Епархиальный совет Волгоградской епархии. Задачи Епархиального совета состояли в возвращении Церкви разрушенных храмов и монастырей, строительство новых храмов в г. Волгограде и области, передаче под её заботу кладбищ, открытие Духовного училища.

На этом же собрании епархия была разделена на семь благочиний: Волжско-Донское, Котовское, Левобережное, Михайловское, Правобережное, Урюпинское, Фроловское. Казанский собор и монастыри не входили в благочиния.

Одним из главных вопросов для владыки Германа стало издание в г. Волгограде епархиальной газеты. На помощь пришли преподаватели волгоградских вузов, и вскоре была организована редакционная коллегия.

В августе 1991 года вышел первый номер газеты «Православное слово». На восьми страницах располагался материал, рассказывающий о жизни и истории Церкви, истории края, печатались постановления Священного Синода и патриарха Русской Православной Церкви, проповеди и поучения архиепископа Германа. Постоянными стали рубрики, посвященные толкованию святыми отцами Священного Писания; объяснения Церковных Таинств, молитв и песнопений, употребляемых во время богослужений. В рубрике «Возрождение святынь» рассказывалось о реставрируемых и строящихся церквах и монастырях Волгоградской епархии, печатались их фотографии. Читателям предлагался материал о возникновении иконописи, об известных иконописцах Святой Руси, объяснялся смысл и иконография иконы.

В 1991 году вышло пять номеров «Православного слова». Их тираж составлял 10 тысяч экземпляров. В 1992 году из-за недостатка средств вышло только два номера. Регулярный выпуск налаживается лишь с июня 1993 года. На первой странице вновь вышедшей газеты владыка Герман благодарит благотворителей и помощников в издании. Со временем становится больше и количество полос — от 8 в 1991 году и до 16 в дальнейшем. Газета выходит под редакцией митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. В составе новой редколлегии заместитель главного редактора М. Чернова. С мая 2002 года газета переходит на полноцветность первой и 16-ой полос. Появилась возможность в полной цветовой гамме доносить до читателей красоту православных икон и храмов Волгоградской епархии, России и зарубежья.

Невозможно преувеличить значение газеты «Православное слово» в развитии церковной жизни верующего человека и в возрождении православной культуры в епархии, так как духовной литературы в 1991—1993 гг. не было. Газета стала не только носителем информации о возрождающейся епархии и Церкви, но и источником душеспасительного наследия святых отцов. Она многих подвигла на приход в лоно Православной Церкви и приобщила к православно-христианскому образу жизни, к чему неустанно в своих проповедях призывает митрополит Герман.

Первоочередной задачей епархии являлась подготовка священнослужителей — епархия очень обширна, а духовенства очень мало. Для увеличения штата необходимо иметь учебное заведение. И вот, в сентябре 1991 года во втором номере газеты «Православное слово» опубликовано объявление об открытии Волгоградского Духовного училища.

На базе училища предполагалось вести подготовку священнослужителей и проповедников (миссионеров) Православной веры. Дата приёма назначена на ноябрь 1991 года, срок обучения – 7 месяцев. 4 ноября состоялось торжественное открытие Духовного училища.

Помимо многих проблем, перед Владыкой стоял вопрос о возвращении монастырей и возрождении монашеской жизни в Волгограде и области. По настоятельной просьбе архиепископа Германа (Тимофеева), Волгоградский областной совет народных депутатов указом от 17 июля 1991 г. постановил: передать Волгоградской епархии следующие монастыри: Свято-Вознесенский женский монастырь (г. Дубовка), Свято-Троицкий (Белогорский) Каменобродский мужской монастырь (Ольховский р-н), Кременско-Вознесенский мужской монастырь (Фроловский р-н), Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь (Серафимовический р-н). На заседании Священного Синода РПЦ 30 августа 1991 г. Владыка Герман прочитал рапорт о возвращении монастырей. Синод постановил: Благословить открытие монастырей Волгоградской епархии. 2 сентября 1991 г. вышел указ №2553: «Монастыри открыть». Хотя за время советского периода здания были значительно разрушены и использовались в иных целях, не по назначению, осенью-зимой 1991 года в них появились первые насельники, и были начаты богослужения.

В настоящий момент на территории епархии 9 действующих монастырей: 6 мужских и 3 женских.

22 сентября 1992 года состоялась учредительная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и современный Православный университет», а в октябре того же года открылся «Царицинский Православный университет преподобного Сергия Радонежского». Святейший Патриарх Алексий II прислал своё благословение на начало его работы.

Торжественное открытие Царицынского Православного Университета состоялось 14 октября 1993 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Православный университет разместился в стенах Свято-Духова мужского монастыря. Были открыты факультеты: экологический и пастырско-педагогический. Ректором ЦПУ стал архиепископ Герман, деканом экологического факультета — А. Околева, а заведующим пастырско-педагогическим факультетом -священник Анатолий (Гармаев).

Однако педагогический факультет с лицензионной программой социальной педагогики не состоялся и в 1996 году был преобразован в самостоятельные Епархиальные курсы православной катехизации и церковной педагогики. Епархиальные курсы православной катехизации и церковной педагогики устраивали для своих выпускников педагогическую практику в средних школах. Особенно хорошо зарекомендовали себя занятия с детьми на перерывах между уроками, устройство детских праздников на Св. Пасху и Рождественской ёлки.

При Богословском факультете с 1995 года действует Регентское отделение и университетская детская церковно-певческая школа.

Летом 1991 года был учреждён Волгоградский христианский благотворительный фонд, «Гармоническая ноосфера» как вечерняя школа изучения основ христианской культуры. Первое занятие было проведено 21 ноября.

Во многих приходах действуют воскресные школы, выпускники которых поступают в духовные семинарии Московского Патриархата и в епархиальное духовное училище с возможностью продолжения образования на Богословском факультете.

28 августа 1992 года на Успение Божией Матери архиепископом Германом был издан Указ о создании в г. Волжском на основе духовной школы «Воскресение» православного лицея в честь Св. равноап. Кирилла и Мефодия.

14 октября того же года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в г. Волжском был открыт Центр духовного просвещения «Воскресение души». Программа Центра включала в себя не только изучение Библии, но главное — духовное образование и воспитание детей с 10 до 14 лет. Так была создана первая духовная школа в городе Волжском.

Одновременно шла разработка православного лицея, который возник 28 августа 1992 года Указом Владыки Германа. Расположился лицей в здании бывшего дет/сада по улице Дружбы, 40.

Образование лицеистов велось по плану, включающему в себя базовое образование, богословское, музыкальное и в других направлениях. Обучение детей планировалось с 1-ого по 11-ый классы.

В городе Волжском действует с 1992 года детская духовно-певческая школа «Благоговение».

В 1992 году детская музыкально-певческая школа «Конкордия», действовавшая с 1989 года при Казанском соборе г. Волгограда, преобразована в Детскую церковно-певческую школу Казанского собора. На её основе два года действовал Детский архиерейский хор.

С 1993 года действует детская православная духовно-певческая школа в Кировском района сначала при Никитском приходе. Позже она становится районным муниципальным духовно-культурным учебным заведением при Параскевинском приходе.

Трудами архиепископа Германа (Тимофеева) в 1992г. в городе Волгограде был создан Учебно-методический совет по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и взрослых. Председателем совета стал Владыка Герман.

По благословению Святейшего патриарха Алексия II и активной деятельности архиепископа Германа в г. Волгограде при храмах стали создаваться воскресные школы для просвещения детей и взрослых. И уже в 1993 году в Волгоградской епархии действовало 10 воскресных школ.

Деятельность Владыки Германа охватывала все сферы жизни общества. Просвещение общества осуществлялось не только образовательными учреждениями. В 1991 году был открыт «Дом милосердия». Расположился он в бывшем детском садике по улице Дегтярёва, 41. Кроме того, архиепископ Герман обратился в исполком Волгоградского областного совета с просьбой взять под свою опеку места вечного упокоения. Далее последовал результат, состоящий из распоряжения Волгоградского областного исполкома народных депутатов от 25.07.91 г. № 582-Р «О ритуальной деятельности, совершаемой на кладбищах религиозными организациями».

По настоятельной просьбе верующих города Волгограда открыта в сентябре 1993 года публичная православная библиотека. Помещение было предоставлено областной библиотекой им. М. Горького.

В октябре 1993 года в Волгоградской епархии действовало три православных столовых, созданных на базе муниципальных столовых.

В конце 1993 года в Волгоградской епархии была образована православная социально-медицинская станция «Приют св. Параскевы». В том же, 1993 г., епархии было передано три корпуса и пищеблок бывшей городской больницы № 14. и в этих зданиях было решено открыть странноприимный дом имени прп. Серафима Саровского.

Особое событие для жителей города Волгограда было в июне 1993 года — это приезд в волгоградские земли Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Ридигера). Для молодой епархии приезд Патриарха был редок и радостен. Патриарх был в Волгограде с 18 по 21 июня 1993 года. А 21 июня в 10 часов он уехал в г. Саратов.

Трех дневное пребывание Патриарха было занято встречами с духовенством, администрацией города, с верующими людьми и корреспондентами. В 1993 году в Волгограде отмечалось 50-летие Победы в Сталинградской битве.

Патриарх Алексей II побывал на Мамаевом кургане и отслужил панихиду о погибших воинах. Патриарх Алексей II благословил закладку юбилейного храма преподобного Сергия Радонежского на улице Пархоменко. Им было отслужено всенощное бдение в Казанском соборе и Божественная литургия на Центральной набережной. В своём слове к народу, Святейший Патриарх предостерёг от засилия сектантов, прибывших с запада и востока с проповеднической деятельностью. И призывал обратиться к своим православным корням.

В 1994 году был создан и начал свою работу Фонд помощи детям имени св. Елисаветы Московской при детском онкологическом отделении.

Первые годы жизни епархии показывают то, что Церковь всегда осуществляла свою заботу о людях, как духовную, так и материальную.

Владыка Герман и священнослужители делали все возможное для подъёма духовно-нравственной жизни общества. Особенное участие в этом деле принимали преподаватели вузов. В 1994 г. было учреждено «Русское культурное общество», цель которого – содействие в возрождении духовности и поддержка Русской Православной Церкви.

Трудами и молитвами верующих в городе Волгограде были возрождены храмы. Волгоград из духовной пустыни постепенно становится лугом духовным. Все это происходило трудами и молитвами архиепископа Германа и православной паствы.

В мае-июне 1995 г. архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом в епархиальной газете «Православное слово» было опубликовано объявление, содержащее просьбу о посильной помощи в деле возведения кафедрального собора святого Великого Благоверного князя Александра Невского. О его воссоздании было принято решение Волгоградской епархией совместно с администрацией города Волгограда. Построить его предполагалось на месте бывшего нахождения собора.

В 1995 году в дни поста первоверховных апостолов Петра и Павла был создан православный лагерь «Афон». Расположился он на левом берегу реки Волга в г. Краснослободске на территории спортивной базы «Олимп». Духовным опекуном был поставлен иеромонах Владимир (Перевертайло).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и архиепископа Германа 23 августа 1995 года была произведена закладка камня на месте будущего строительства храма святого крестителя Господня Иоанна.

В сентябре 1995 года в газете «Православное слово» было опубликовано объявление об открытии огласительной школы «Преображение». Успешно окончившим отделение должно было выдаваться свидетельство с правом преподавания Закона Божия в средних школах.

В 1995, 1996 и 1997 годах собрание педагогов обсуждало начальный курс преподавания Закона Божия и выработало концепцию православно-христианского полного среднего образования и воспитания учащихся.

13 февраля 1996 года в Волгограде была проведена областная конференция с участием архиепископа Германа, на которой разбирался вопрос духовно-нравственного и культурного оздоровления общества. Был утверждён состав президиума Волгоградского отделения Всемирного Собора. В тот же день состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, которое возглавил архиепископ Герман. Собрание подчеркнуло, что «главная причина наших бедствий — низкая нравственность общества».

22 октября 1996 года указом № 4160 Патриарха Московского и Всея Руси архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман был назначен ректором Царицынского Православного Университета прп. Сергия Радонежского. Прежде Указа Святейшего Патриарха архиепископом Германом был написан рапорт, в котором было указано, что ЦПУ одобрен Волгоградским советом директоров вузов. С этого времени статус ЦПУ одобрен духовными и светскими властями.

В следующем месяце, 19 ноября 1996 года, в большом зале областной думы было проведено совещание руководителей организаций по поддержке областной программы «Духовно-нравственное воспитание населения области» по инициативе Администрации области, Волгоградской епархии и Волгоградского отделения Русского Народного Собора. На совещании было рассмотрено 15 программ, затрагивающих различные вопросы духовно-нравственного и национально-культурного образования. Ожидаемый результат программы — развитие системы духовно-нравственного оздоровления населения области. Все 15 пунктов должны были финансироваться госбюджетом и благотворительными взносами организаций и частных лиц.

В программу духовно-нравственного оздоровления населения были введены места временного заключения. В июне 1996 года Высокопреосвященнейшим Германом, архиепископом Волгоградским и Камышинским, был издан указ № 35 о начале осуществления совместного с УВД Волгоградской области Проекта епархиального тюремного душепопечительства.

По статистике о духовном образовании за 1997 год в г. Волгограде действовали: Царицынский православный университет, духовное училище, церковно-певческая школа для детей с 5 лет, курсы катехизации и церковной педагогики, вечерние духовные чтения под руководством иером. Варсонофия (Лаврищева), а также 8 воскресных школ по различным районам города. В то время существовал десяток школ и гимназий, в которых проводились духовные занятия с детьми.

Весь 1997 год был обсуждаем вопрос строительства храма «Всех Святых» на Мамаевом кургане. Проводились опросы и собрания по поводу местонахождения храма, проводился конкурс на лучший план здания и место застройки. Все мнения сводились на площадку возле Братской могилы.

Почти вся общественность высказывалась за строительство, кроме Совета ветеранов, которые были против строительства возле Братской могилы, а исполком движения «Трудовой Сталинград» протестовали против существования храма. Но милостью Божией все было улажено. Составлен рабочий проект в полном объёме и все было готово к началу строительства. И строительство храма-памятника «Всем Святым» на главной высоте России стало осуществляться.

Всегда важна память о прошлом и о наших праотцах, ведь они боролись за нашу свободу и спокойную жизнь. Поэтому воины-защитники ВОВ должны всегда быть в нашей памяти, ведь они сражались за наше будущее. И вот, 2 февраля 1998 года на празднование 55-летия Победы в Сталинградской битве на главной вершине России собрались ветераны ВОВ. Архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом был совершён крестный ход от подножия Мамаева кургана к вершине, где была совершена панихида о воинах, погибших в ВОВ.

В деле просвещения необходимы были православные общины. Для решения этой проблемы возникала идея создания плавучей церкви. В основной массе села расположены по берегам рек Волги и Дона. Идея была поддержана в виде финансовой помощи фирмы «Kirhe in Not». Решено было назвать плавучую миссионерскую церковь в честь миссионера прошлого века – свт. Иннокентия митр. Московского.

22 мая 1998 года храм был освящён и 5 июня он отправился из города Волгограда. Плавание продолжалось 120 дней: с 5 июня по 3 октября. Плавучий храм за это время побывал в 28 населённых пунктах. За этот небольшой срок (4 месяца) миссионерской деятельности приняло крещение 446 человек; прошли Таинство исповеди и причастились Святых Христовых Таин более 1500 человек; присутствовали на богослужениях в разное время 2 700 человек.

Волгоградское отделение Всемирного Русского Народного Собора весной 1999 года оформилось в объединение общественных и политических организаций. На состоявшейся 17 апреля конференции Собора в г. Волгограде был принят Устав Объединения, в котором отмечалось, что Волгоградский Русский Народный Собор является частью Всемирного Русского Народного Собора и определялись цели деятельности Собора:

1.активное участие в построении новой воистину свободной православной и миролюбивой России,
2.содействие духовному, культурному, социальному и экономическому возрождению России, русского народа, славянских и других коренных народов России,
3.содействие укреплению российской государственности, усилению роли Православной церкви в жизни общества.
Одним из первых дел Собора была организация 9 мая 1999 года крестного хода в городе Волгограде в поддержку предложения архиепископа Германа и волгоградского духовенства о строительстве на Мамаевом кургане у Братской могилы храма «Всех Святых». В массовом шествии приняли участие более 10 000 человек. Даже газета «Городские вести», которую трудно обвинить в симпатиях к РПЦ, поместила на первой странице фотографию архиепископа Германа, возглавлявшего Крестный ход, и отметила: «…небывалое количество народа пришло в этом году на День Победы на Мамаев курган». Администрация города Волгограда, видя желание верующих, была вынуждена вернуться к рассмотрению вопроса о выделении участка земли для строительства храма. И 23 июля 1999 года было принято постановление «О предварительном согласовании места размещения и разрешении проектирования объекта «Храм всех святых» у Братской могилы на Мамаевом кургане». И уже 12 сентября 1999 года архиепископом Германом был заложен первый камень на месте строительства храма.

Волгоградский Русский Народный Собор поддержал труды архиепископа Германа в создании системы духовно-нравственного и патриотического воспитания населения. 8-11 ноября 1999 года в г. Волгограде была проведена Российская Соборная Конференция по вопросам православного воспитания учащихся, в которой приняли участие 1003 представителя из 14 областей страны. На заседании выступили председатель отдела внешний церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман. В их докладах были сформулированы главные цели религиозного образования и воспитания.

В 2000 году была воссоздана первая каменная царицынская церковь Иоанна Предтечи (г. Волгоград), построен храм прпп. Флора и Лавра (пос. Южный) и плавучая церковь свт. Николая. В день празднования Покрова Божьей Матери началось строительство храма «Всех Святых» на Мамаевом кургане. Открывались новые приходы (преимущественно в сельской местности). Был создан Союз православных женщин, главной задачей которого являлось укрепление православной семьи и благочестивого образа жизни.

В 2000 году на базе детской школы «Афон» был создан епархиальный Центр православной семьи. За основу внутренней организации Центра был принят Устав Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия, созданный св. прп. мч. вел. кн. Елизаветой Фёдоровной.

5 января 2000 года в Волгограде состоялись первые Рождественские чтения старшеклассников, которые были организованы Волгоградской епархией, Управлением образования администрации Волгограда и Центром духовной культуры. Тогда же, в январе 2000 года, в музее изобразительных искусств Волгограда была проведена выставка православных художников. В мае 2000 года в том же музее была открыта выставка «Русская икона XVIII – XIX веков» из собрания церквей Волгоградской епархии и Музея изобразительных искусств.

В 2000 году особо резко обострилось действие сект. Оно было выражено строительством в Волгограде мормонского храма. По этому поводу были организованы несколько шествий и пикетов у волгоградской городской и областной администраций с требованием запретить строительство мормонского храма и ограничения деятельности сектантов.

25 февраля 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексием II № 586 за усердное служение Церкви Божией архиепископ Герман был возведён в сан митрополита.

В феврале 2001г. президент России В. В. Путин вручил митрополиту Герману «орден Почёта».

2001 год был годом десятилетия Волгоградской епархии. За 10 лет православная жизнь в области существенно преобразилась. Сейчас в составе Волгоградской епархии 11 благочиний. Количество приходов в епархии увеличилось с 43 до 314, численность священнослужителей с 72 до 277. Кафедральным является Казанский собор города Волгограда. Церковная деятельность перестала замыкаться рамками только храмового богослужения. Священники стали посещать детские, школьные учреждения, вузы, больницы, дома инвалидов, тюрьмы, воинские части. За десять лет была создана система религиозного образования в епархии, развернулась активная миссионерская деятельность.

Исторический опыт православия убеждает, что Церковь является неотъемлемой частью российского общества, без которой невозможна духовная жизнь современной России.

Славен Господь в соработниках Его!

по материалам сайта-http://www.volgaprav.ru/